направления в архитектуре

Направления в архитектуре: общие понятия и формирование правильного эстетического вкуса

В «Руководстве по гражданской архитектуре» профессора Аполлинария Крассовского, вышедшем в 1851 году, впервые было предложено разделить архитекторов (современников профессора) на три школы:

  1. Классики – с одной стороны, они подражали формам и стилистике древних греков и римлян, с другой – изучали таким образом их искусство, и на основе этих знаний брали оттуда самое ценное, чтобы воспроизвести на современных зданиях.
  2. Романтики – поклонники средневековых готизма и византизма. Первым нравилась оконченность, присущая готизму, вторых привлекало, что византизм в свое время недостаточно развился, и в этом стиле осталось много возможностей для творчества без копирования и строгого следования устоявшимся формам.
  3. Рационалисты – по их мнению, искусство не должно быть «копанием в прошлом», оно обязано отображать потребности современного общества. Было два течения: эстетики-рационалисты и техники-рационалисты. Для эстетиков архитектура была искусством отличительных форм. У техников был иной взгляд. Они стремились, чтобы: объект соответствовал своему назначению, чтобы каждая его часть была идеальной, чтобы любой элемент здания вытекал из целого. Готовые здания должны соответствовать климату региона, его материалам, потребностям современного общества. Стиль должен быть современным и рациональным, без отсылок в прошлое.

Как обстоят дела сейчас?

Применить упомянутую выше классификацию к современным отечественным архитекторам (например, создающим фасадный декор Киев) не получится: от четкого разделения не осталось ничего. Уже не найти убежденных последователей «чистой» классики: например, древнегреческий стиль сейчас применяют как одну из разновидностей, а не как единственно возможный вариант.

Романтиков сменили «народники»: они ориентируются уже не на средневековые течения, а на национальные, стараясь взять самые интересные формы и осовременить их. Но средневековый стиль не канул в Лету: некоторые объекты строят и даже создают фасадный декор в Киеве в духе готизма или византизма, но делают это по большей части для разнообразия, а не в качестве строгого следования традициям. Поэтому архитекторов-романтиков тоже не осталось.

То же самое произошло с рационалистами: по крайней мере, четкого разделения на эстетиков и техников уже нет. Но каждое из течений оставило после себя заметное наследие.

От эстетиков досталась традиция использовать архитектурные формы, соответствующие производимому впечатлению (например, никто не будет украшать фасад тюрьмы колоннами). От техников современные архитекторы почерпнули правило добиваться, чтобы целое соответствовало назначению объекта. Например, чтобы коттедж не выглядел как среднеобразовательная школа. А вот вторая часть обязательной программы техников-рационалистов уже не актуальна. Речь идет о том, чтобы объекты были следствием используемых материалов.

Как классифицировать современных архитекторов?

Если говорить о современных отечественных архитекторах-практиках, делить их на какие-то группы крайне сложно. В большинстве своем они работают по общим тенденциям: используют актуальную «европейскую» архитектуру, иногда – один из оттенков французского либо итальянского Возрождения, а также применяют классические национальные приемы, совершенно чуждые западноевропейскому стилю. Благо, сейчас можно фасадный декор купить для реализации любых идей.

Конечно, есть немало талантливых архитекторов, отлично знающих западную техническую строительную науку и готовых создавать современную отечественную архитектуру без рутины и не нарушая господствующих национальных стилей. Именно благодаря ним за последние 20 лет наша архитектура смогла закрепить свое положение, а в столице и в крупных городах появились значимые, интересные и просто красивые архитектурные объекты.

Отдельно стоит упомянуть небольшую группу архитекторов, работающих исключительно в «народном» стиле, применяя его не только в церковных сооружениях, но и в общественных, а также в жилых объектах. Но сказать, чтобы кто-то из них стремился сделать этот стиль господствующим, нельзя. Большинство их них работает и в других более современных стилях, использует уместные стилизации.

Архитектурная школа: общие понятия

Цель любого архитектурного образования – научить строить хорошо. Но для начала нужно изучить, ЧТО строить, и лишь на основании этого разобраться, КАК строить. К примеру, невозможно начать изучение способов постройки карнизов, не зная ничего об их определении и формах.

Если присмотреться к сооружениям, окружающим современного человека, можно увидеть, что в них господствуют три материала: кирпич, камень и дерево, и каждый материал может иметь собственные формы – соответственно, кирпичную, каменную и деревянную.

Да, у нас еще есть здания с фасадами из штукатурки и металла. Но железо относится к материалам будущего – собственных художественных форм у него нет. А штукатурка не имеет собственных форм, так как она лишь воспроизводит определенный материал и скрывает основной. Еще можно заказать фасадный декор из современных материалов: например, обрамления и карнизы из пенопласта. Но опять-таки, это будет воспроизведением, а не самостоятельной единицей.

Для начала стоит подробно рассмотреть каменные формы. Их изучение традиционно начинают с теории пяти архитектурных орденов Виньолы на основе древнегреческого и римского зодчества. Это системы, включающие точные определения начертаний изящных колони и антаблиментов.

Храм Афины на острове Эгина, 5 век до. н. э.

Следующий этап – «Теория архитектурных форм» — по сути, более обширное продолжение предыдущей. Она включает изящные образцы окон, карнизов, дверей, включая правила применения этих элементов для достижения идеальных пропорций.

Храм Антония и Фаустины. Рим 2 век до. н. э.

Все, кто решили изучать архитектуру, обязаны знать «Теории архитектурных форм», из которых вытекают общепринятые в современной архитектурной школе формы. А рассмотрение большого количества примеров с общепризнанной красотой и изяществом будет содействовать развитию эстетического вкуса, который обязательно должен присутствовать у каждого архитектора. Вот почему мы создали этот раздел сайта.

no replies

Leave your comment