Общие понятия о стиле возрождения

Общие понятия о стиле возрождения

Современная культура – результат прожитой исторической жизни. То же самое можно сказать о современной европейской архитектуре – это итог многовековых исследований и достижений и в целом крайне сложное явление. Попробуем разобраться в особенностях этого явления и вкратце рассмотрим историю и составляющие части архитектуры Европы.

Естественно, история зодчества такая же древняя, как и история людей. Первым зодчим можно считать древнего человека, который построил примитивный шалаш, чтобы защититься от дождя. Шли столетия, и «шалаши» постепенно совершенствовались до того этапа, когда они стали интересными с точки зрения исторической науки.

Несколько лет тысяч назад сформировались зодчества древних народов, проживающих по течению Евфрата, Тигра, Нила: египтян, индусов, вавилонцев. Намного позже прославилось зодческое искусство древних персов. Но оформление фасада дома, характерное для  этих древних народов, почти не повлияло на зодчество европейских стран.

За 1000 лет до Рождества Христова началось развитие греческого зодчества. Греки достаточно быстро создали узнаваемый стиль, который в пик своего развития отличался совершенством и чрезвычайной красотой. Это стиль греки распространили в другие государства: колонисты использовали его, застраивая побережья Малой Азии, южной Италии и Сицилии, острова Архипелага. С помощью македонской фаланги греческое зодчество распространилось в пределах Окса и Инда, а также Египта. Несомненно, это зодчество било близким к совершенству (особенно, если рассматривать декоративные элементы фасада того периода), однако общемировым достоянием оно стало позже – когда наследие греков оказалось в руках сильнейшего на тот момент римского народа.

На основе греческого зодчества римляне создают свой уникальный стиль, которому и суждено было повлиять на общемировую культуру. Армия империи распространила греко-римское искусство от Рейна до Эфиопии, от Геркулесовых столбов до Евфрата. В греческом и римском стиле объединились наивысшие формы развития древнего зодчества, которые напрямую повлияли на создание современного всемирного зодчества.

В миланском эдикте Константина Великого упоминается о переломном моменте, случившемся через 300 лет после Рождества Христова. Влияние римско-греческого искусства сошло на нет, и вместо него наступил период древнехристианского. Его развитие началось на Западе и стало продвигаться на Восток. Однако, учитывая разницу между странами Запада и Востока, искусство недолго было единым: вскоре были образованы отдельные самостоятельные ветви.

Вскоре в восточной культуре начался период так называемого «Византийского искусства» — родоначальника русского каменного зодчества. Период длился до средины ХV века – до захвата турками Царьграда. Развитие западной ветви основывалось на классике древней Италии и после сформированная стилистика, и с ней и производство фасадного декора распространились в Испанию, Францию, Англию и Германию. Поначалу в искусстве сохранялся римский стиль, но с его ослабеванием началось развитие двух отдельных стилей – Романского и Готического. Их последовательное господство продолжалось до средины ХV – начала ХVI века. Далее в искусстве произошел переворот, требующий отдельного рассмотрения.

В ХV веке началось ослабление власти папского Рима, а у народа Запада проявляется страсть к изучению, сбору и обнародованию классических достижений древности. Началось это с Италии: первопроходцам были Данте, Боккачио и Петрарка. В Милане, Флоренции и Падуе начали публично преподавать древние языки. Переселившиеся в Италию ученые греки привезли огромное количество древних рукописей. Вся итальянская знать (а страна тогда была поделена на множество отдельных княжеств и территорий) обязана была знать языки древних народов, изучать классическую литературу, разбираться в античном искусстве.

Книгопечатанье, которое появилось в Италии в ХV веке, способствовало описанным выше процессам. Начался выпуск огромных для того времени тиражей оригинальных книг древних писателей, переводов и объяснений. Европейцы, участвующие в военных походах на Италию, увлеклись художественным и умственным развитием и сохранили этот интерес, вернувшись на родину. Так стиль распространился на всем европейском континенте – точнее, в западной его части.

Этот экскурс поможет нам подробнее рассмотреть господство стиля Возрождения с точки зрения архитектуры фасадов гражданских сооружений (домов и дворцов). В целом Возрождение можно разделить на 3 периода:

  1. Ранее Возрождение (1420-1500 гг.) развивалось на севере Италии (Флоренция, Болонья, Венеция).
  2. Апогей Возрождения с высоким архитектурным стилем развивался в средней Италии. Наиболее это заметно по римской архитектуре.
  3. Барокко (1580-1800) был распространен во всей Италии. Произведения практически являли собой признаки упадка.

no replies

Leave your comment